Последние новости



Из года в год совершенствуется оконное производство, но одно остается неизменным – это базовые знания, заложенные в каталогах производителей профилей и фурнитуры. Цифры меняются, логика всегда остается прежней. Этот принцип лежит в основе оконного программного обеспечения. Давайте разберемся, что же это за базовые знания, как они приобретаются и какую роль играют в работе предприятия.
В ходе работы специалистам нашей компании приходится обрабатывать анкеты клиентов с данными о сотрудниках предприятия, которые выступают в качестве администраторов ПО. Общие требования к такому человеку интуитивно понятны: компьютерная грамотность, наличие знаний на уровне технологии оконного производства и умение работать с каталогами профилей и фурнитуры. Однако на практике администрирование ПО часто передается специалисту другой области. В качестве такого человека фигурируют: консультант, менеджер, специалист по сбыту, бухгалтер, экономист. Встретить в анкете действительно специалиста – инженера-технолога или мастера производства – приходится не так часто. В результате мы видим, что «главным» пользователем ПО зачастую выступает, человек, не имеющий достаточного опыта, который в случае форс-мажорных обстоятельств (например, временного отказа компьютерной техники) не имеет понятия о ручных расчетах.
Давайте зададимся вопросом: почему к управлению транспортным средством допускаются только люди, получившие водительские права? Ответ очевиден - они получили багаж знаний в этой области. Так почему же мы сажаем за управление механизмом подготовки документации для цеха (программным обеспечением) людей, не имеющих базовых знаний в области оконного производства? Многие ответят, что найти подготовленные кадры не так-то просто, и очень часто приходится выращивать специалистов своими силами. Верно, однако, обучение нового сотрудника зачастую начинается с оконного программного обеспечения, минуя тем самым «начальную школу», т.е. те базовые навыки, без которых невозможно до конца понимать производственный процесс.
Обращая свой взор к истории формирования коллектива нашей компании, следует отметить, что основной состав сотрудников – это не просто люди, знающие программирование, все они специалисты с богатым опытом работы в качестве технологов, прошедшие все стадии производственной жизни на оконных предприятиях. Для того чтобы лучше понять как приобретались базовые знания обратимся к временам, когда в Беларуси только начинал формироваться класс инженеров-технологов оконного производства.
Период зарождения оконного рынка в Беларуси вначале 90-х характеризовался отсутствием специалистов в оконной области и низкой автоматизацией процесса обработки заказов. Изначально заказы приходилось рассчитывать практически вручную. Предоставляемое в то время зарубежными партнерами программное обеспечение только отчасти покрывало минимальные потребности. Вследствие новизны данного направления софт по большей степени существовал в зачаточном состоянии и отражал опыт работы зарубежных партнеров. С другой стороны сам факт низкой автоматизации в то время давал положительные результаты, так как подстегивал персонал с головой погружаться в новую тематику и досконально прорабатывать все аспекты оконного производства. Таким образом, человек, поступавший на работу, начинал процесс обучения не с оконного программного обеспечения, а с азов техпроцесса. Будущий специалист, перед тем как приступить к выполнению своих прямых обязанностей начинал с изучения каталогов профилей и фурнитуры. Десятки просчитанных вручную и проверенных более опытными товарищами примеров окон – ситуация, знакомая большинству технологов старшего поколения. Получаемые навыки ручного расчета конструкций давали возможность понять общую специфику изготовления современной столярки, выстроить в голове алгоритм вычислений и научиться готовить документацию для цеха, используя только калькулятор. Умение самостоятельно рассчитывать окна из различных профилей зародило класс технологов, которые понимают производство изнутри, умеют читать и понимать технические каталоги производителей.
Приятным дополнением к общему процессу обучения была стажировка технологов на предприятиях-партнерах в Европе, имевших к тому времени значительный опыт организации производства. К сожалению, эта практика по экономическим соображениям осталась в прошлом, и в лучшем случае вновь организуемые предприятия «приобретают» сейчас хотя бы одного опытного специалиста, вокруг которого получают необходимые знания новички. А в период сезонного спада офисных служащих направляли на практику в цех и на монтажные участки. Таким образом, служащий мог прочувствовать все стадии производственного процесса, вобрать часть опыта рабочих и понять ряд нюансов, которые видны только в цеху. Постояв на операции сборки фурнитуры, тот же менеджер переставал «бояться» терминологии элементов фурнитуры и начинал понимать состав комплектов. Эти знания давали менеджеру возможность профессионально общаться с клиентом и формировали задел для применения своих навыков в качестве технолога.
Какие еще положительные моменты можно вынести из опыта прошлых лет, которые сейчас частенько забываются в ходе работы?
Типичная ошибка, которую периодически приходится наблюдать – отсутствие многоуровневой проверки заказов при передаче технологических карт в цех. Программное обеспечение, используемое в ходе подготовки документации для производства, во многом решает задачи технологов, в то же время оно не снимает с них ответственности за качество выполняемых работ. Почему-то считается, что при наличие программного обеспечения не нужно перепроверять документацию, передаваемую в цех. Здесь следует напомнить о понятии человеческого фактора, который привносит в процесс работы свои коррективы, порой не всегда положительные. Важно не только подготовить задание в производство, но и перепроверить его, особенно это относится к крупным тендерным предложениям. Например, проверить актуальность цен на используемые материалы, соответствие спроектированных изделий техническому заданию, правильность комплектации аксессуарами и др.
В свое время, перенимая опыт зарубежных коллег, мы использовали 3-х уровневую систему проверки заказов. Подготовку документации осуществлял один специалист, после чего пакет документов передавался на проверку другому технологу. Это позволяло исключить основные ошибки, если таковые были выявлены. Последняя стадия визуальной проверки осуществлялась непосредственно в цеху мастером производства при передаче заказов в работу. Данная схема практически исключала возможные ошибки человеческого фактора.
Другая ситуация относится к персоналу в цеху - неумение читать технологические карты или невнимательность при работе с ними. В силу монотонности выполнения операции резки, особенно в сезон активной работы, рабочие начинают игнорировать понятие артикулов профилей, концентрируя основное внимание на отрезных размерах (рама, створка, импост). Как результат при эпизодическом использовании артикулов с другими геометрическими параметрами возникает парадокс: «проваливается» стеклопакет, «не влазит» створка и т.д. Первая реакция рабочего – ошибка технолога. При детальной проверке выясняется, что рабочий по инерции берет стандартный профиль, при этом в технологической карте указан абсолютно другой артикул. Решение данной проблемы опытные технологи находят в акцентировании внимания мастера на данный факт в технологических картах с помощью обычного маркера или в примечаниях.
Нововведения в программе выпуска профилей у производителей также не редкость. Типичный пример – недавнее изменение геометрии дверной створки Montblanc производства РБ и, как результат, замена соответственно старого артикула на новый. Казалось бы, стандартная жизненная ситуация, но вот в чем вопрос… Закупка на производстве уже ведется нового профиля, а технологи, по ряду причин не имея новых данных, все еще продолжают производить расчеты согласно старых базовых размеров. Почему же при оприходовании на склад нового материала ни у кого не возник закономерный вопрос? Одна из возможных причин как показала практика – упразднение артикула материала как такового и переход к оперированию термином «дверная створка». Оприходовали по бухгалтерии на склад как «дверная створка», выдали в подотчет мастеру как «дверная створка», в результате собрали «дверную створку», только не той геометрии, которая предполагалась при проектировании.
Подводя итоги текущей ситуации в области качества подготовки персонала ИТР в оконном производстве, можно сказать, что массовая автоматизация оконных предприятий (появление на рынке качественного оконного программного обеспечения) сыграло двоякую роль. К положительным моментам можно отнести бурную динамику развития оконной отрасли, которая позволила достаточно быстро и эффективно организовывать новые предприятия. С другой стороны, мы можем наблюдать недостаточную подготовку персонала.
Уважаемые руководители предприятий! Мы с Вами едим в автомобиле под названием оконное предприятие.
Задумайтесь, специалист какого уровня сидит за рулем этого автомобиля.
Компания «ТЕХНОСАПР», являясь лидером в Беларуси в области оконного программного обеспечения, приглашает Вас к сотрудничеству и предлагает присоединиться к сообществу пользователей программного комплекса «WinTecs». Мы также готовы поделиться с Вами нашим опытом работы и организовать для Ваших сотрудников курсы по подготовке технологов оконного производства.
Будем рады видеть Вас среди наших клиентов!
Скачать электронную версию статьи можно по адресу (http://wintecs.ru/downloads/manual/wintecs-info-6.pdf)